Назад

Главная


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ И МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

Гиппократ

Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Еще Гомер писал: "Многих воителей стоит один врачеватель искусный".
Понятия "врачи", "врачеватели", "лечцы", "лекари", как и синонимы этих слов, уходят вглубь веков. В России наиболее широкое распространение получил термин "лекарь", происходящий от древнеславянских слов "лечение", "лекарство". Эти понятия имели весьма сходное звучание в украинском, чешском, словацком, польском и болгарском языках, где они произносились почти так же, - как и в России.
В европейских странах наряду с термином "врач" широко применяется термин "доктор". Этот титул присваивается за научные заслуги, однако докторами называют себя нередко и врачи, находящиеся на государственной службе.
В XVII в. Аптекарский приказ, ведавший в то время постановкой медицинского дела в Московском государстве, определил характер и содержание работы врача:
"Дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит и сам не научен, а обтекарь у них у обоих повар".
В середине XIX в. в России по отношению к врачам, находящимся на гражданской службе, было уже широко принято название "врач", тогда как в армии вплоть до 1917 г. сохранилось официальное наименование "лекарь". Врачевание, начавшееся с народной медицины и пользовавшееся различными средствами растительного и животного происхождения, совершенствовалось на протяжении всей истории развития медицины. И в этом процессе врачу пришлось пройти тернистый путь, прежде чем медицина как профессия обрела прочный научный фундамент.
Практическое приложение медицины, в отличие от других профессий, тесно связано с судьбой человека, его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые нравственные качества врачебной профессии. Наиболее полно они определяются понятием "гуманизм". Без гуманизма медицина теряет право на свое существование, ибо ее научные принципы в таком случае вступают в противоречие с основной ее целью - служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины, ее мораль.
Что же такое "мораль", "этика", "нравственность"? Слово "мораль" происходит от латинского "тогЬиз";
"этика" - от греческого "ейоз". Оба слова имеют одинаковое значение и обозначают "нрав", "обычай".
Мораль - одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества (класса). Соблюдение нравственных норм обеспечивается сиплой общественного воздействия, традициями и личной убежденностью человека.
Этикой называют науку, занимающуюся определением нравственной ценности человеческих стремлений и поступков. Термин "этика" применяется в том случае, когда имеют в виду теорию морали, научное обоснование той или иной моральной системы, того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т. д. Однако в ряде случаев этика так же, как и мораль, означает систему норм нравственного поведения. Следовательно, этика и мораль-категории, определяющие принципы поведения человека в обществе.
Мораль как форма общественного сознания и этика как теория морали изменяются в процессе развития общества и отражают его классовые отношения и интересы. В связи с этим уместно напомнить слова Ф. Энгельса:
"...каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль".
Марксистско-ленинская этика впервые в истории человечества вскрыла истинную классовую природу морали и 'показала, что правила поведения и действия людей в обществе диктуются классовыми интересами. В то же время буржуазная идеология отрицает положение об этике, морали и нравственности как исторических категориях, пытаясь утверждать их надклассовый характер.
Коммунистическая мораль, базирующаяся на учении марксизма-ленинизма, выражает интересы и идеалы трудящихся масс. Она включает в себя нормы общечеловеческой морали, которые В. И. Ленин называл элементарными правилами человеческого общежития, существующими на протяжении веков. Коммунистическая мораль содержит и развивает лучшие моральные ценности человека, созданные в труде и борьбе с социальным гнетом.
Коммунистическая мораль, как высшее выражение гуманизма, становится основой взаимоотношений людей и их поведения в социалистическом обществе. Наиболее яркое ее выражение-моральный кодекс строителя коммунизма, определяющий моральные качества личности и нравственные отношения между людьми.
Заботой о человеке, высокогуманной идеей о его гармоническом развитии проникнута и новая Конституция СССР.
Л. И. Брежнев в отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду отмечал, что "На первый план сегодня выдвигается повышение качества медицинского обслуживания, а оно определяется применением в медицинской практике научно-технических достижений, современных методов диагностики и лечения, эффективных лекарственных препаратов. И, конечно же, уровень медицинского обслуживания в огромной степени зависит от профессиональных знаний, опыта, чуткости и душевной теплоты врача, медицинской сестры, санитарки к каждому, кто нуждается в помощи. Необходимо, чтобы органы здравоохранения, коллективы медицинских учреждений уделяли неослабное внимание повышению квалификации и воспитанию высоких моральных качеств, без которых немыслима благородная профессия медика".
Из основных принципов морали и этики вытекают отличительные особенности профессиональной, в том числе и медицинской, этики. "Признание специфики 'профессиональной морали не означает обособления ее от общих морально-этических воззрений. Профессиональная мораль - это сфера особого проявления общих социально-классовых моральных воззрений, связанных с условиями профессиональной деятельности и регулирующих внутри-профессиональные взаимоотношения. Следует подчеркнуть, что понятие профессиональной морали само по себе не говорит о характере профессиональных взаимоотношений вне конкретных исторических условий. Оно лишь отражает совокупность нравственных представлений, принципов и норм 'поведения определенной группы людей, объединенных одним видом труда для удовлетворения одной из общественных потребностей".
Что же такое этика врача? Это часть общей этики, которую можно определить как науку о нравственных ценностях поступков и поведения врача в сфере его деятельности. Врачебная этика включает в себя совокупность норм поведения и морали, предопределяет чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства врача.
Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношения врача и больного, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга (Б. Д. Петров, 1972), другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным (И. М. Изуткин, 1967 и А. П. Громов, 1969). По мнению С. С. Гурвича и А. И. Смольнякова (1976), врачебная этика-" система принципов и научных понятий о нормах и оценках регулирования поведения врача, согласования его поступков и избираемых им способов лечения с интересами больного и требованиями общества" [20, 7]. Приведенные определения 'при кажущемся различии их не столько отличаются друг от друга, сколько дополняют общие представления о врачебной этике.
Определяя понятие врачебной этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Ца-регородцев считает, что она представляет собой "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе" [51, 10].
Первый нарком советского здравоохранения Н. А. Семашко говорил, что "поведение врача и выполнение им своих обязанностей и составляет предмет так называемой врачебной этики" [44, 280]. Таким образом, в условиях социалистического общества принципы этики, общей и профессиональной, находятся в состоянии единства и взаимно дополняют друг друга. Особенностью их является то, что они рассматривают отношение врача не только к конкретному больному человеку, но и к здоровью людей вообще. Нет другой такой профессии, которую можно было бы сравнить с профессией врача по мере ответственности за здоровье и судьбу больного человека. Этим и объясняется обилие законодательных актов, наставлений, кодексов и правил, определявших на протяжении тысячелетий нормы поведения врача. Тот, кто получал это звание, добровольно брал на себя обязанность безукоризненно выполнять эти нормы в течение всей жизни. \
Для общества совсем не безразлично, кто избирает себе профессию врача и как он выполняет моральные обязанности, налагаемые на него этой профессией. С развитием общества менялось положение врача в нем, возрастал его общественный престиж и авторитет, столь необходимый для осуществления профессиональной деятельности, изменялись и требования к врачу и к здравоохранению в целом.
Однако вне зависимости от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов во взаимоотношениях врача и больного. Остановимся на некоторых из этих принципов в их историческом развитии.
Среди дошедших до нас бесценных памятников культуры прошлого, отражающих развитие этики в медицине, особого внимания заслуживают древнеиндийские трактаты, сочинения выдающихся врачей и философов Древнего Востока, Греции и Рима.
Уже в начальной стадии развития врачебной этики рабовладельческой формации (догиппократовский период) формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внешнему и внутреннему облику. Так, например, в известном индийском трактате "Аюрведа" ("Наука жизни"), составленном еще в VI в. до нашей эры, в учении древнеиндийских врачей (и прежде всего Сушруты) содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным. Согласно этим древним представлениям, врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания.
В Древней Индии существовали также правила поведения врача по отношению к больным в предоперационном и послеоперационном периодах, к умирающим больным и их родственникам..'o
Большое внимание уделялось отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. При этом обязательно учитывались возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Важнейшей обязанностью учителя наряду с профессиональным обучением было воспитание у учащихся чувства любви к истине, смирения и справедливости. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей:
ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. д.
Важным считалось соблюдение врачебной тайны: врач не должен был не только разглашать сведения о больном, но и высказывать сомнения относительно его выздоровления. Чтобы завоевать полное доверие больного, врач обязан был "свято чтить семейные тайны".
Глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике древнекитайской медицины - книге Хуан ди Нэй-цзиня "О природе и жизни".
В этой книге были предприняты попытки определить основные правила, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности каждый врач. Одно из них - необходимость внушить больному уверенность в выздоровлении. Большое значение придавалось также индивидуальному подходу к заболевшему с учетом его характерологических особенностей. Среди этих правил и советов врачу есть и такой: "уметь держать сердце в груди" (то есть не допускать чрезмерных реакций, правильно реагировать на различные жизненные ситуации).
О глубоком понимании роли профилактики в здоровье человека свидетельствует следующее наставление древней китайской медицины: "Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь и укреплять государства и народы своими советами" .
Большое внимание наряду с нравственным воспитанием уделялось также совершенствованию врачебного мастерства. С этой целью всячески поощрялись беседы с коллегами, обсуждение со старшими и более опытными врачами сложных заболеваний. Начинающим врачам рекомендовали развивать свою память и мышление.
Следует, однако, отметить, что гуманизм догиппократовской медицины имел ограниченный характер, так как предполагал дифференцированное отношение к больным различных социальных групп. Необеспеченным, а также безнадежно больным врачи вообще отказывали в помощи. Такое неоправданное деление больных по социальным признакам и тяжести заболевания обусловливалось классовыми и религиозными соображениями.
Следующим этапом развития врачебной этики рабовладельческого общества является медицина периода Гиппократа. Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины. В своей знаменитой "Клятве", в книгах "О враче" и "О благоприличном поведении", "Об искусстве", в "Афоризмах", написанных около двух с половиной тысяч лет тому назад он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией.
Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции уделялось исключительное внимание нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с новыми знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих:
"Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности" .
Ни в одном трактате Гиппократа не говорится о различии между свободными и рабами, за всеми признаются одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гипократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба "говорящим, одушевленным орудием" и отказывали ему в праве называться человеком. Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения.
Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем.
Обычно к концу срока обучения ученики Гиппократа давали клятву, ставшую впоследствии известной как "Клятва Гиппократа". Перед этим Гиппократ, обращаясь к ним с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении.
Затем ученики произносили слова "Клятвы", величайшего памятника врачебной этики, в которой говорилось:
"Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего 'меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. 'В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и 'пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными, и рабами.
Что бы при лечении - а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
В течение многих веков "Клятва Гиппократа" являлась мерилом высоких принципов врачебной профессии, а основные ее положения не утратили своего значения и в наши дни. Выразив наилучшим образом гуманную сущность медицинской профессии, "Клятва" оказала большое влияние на развитие врачебной этики в последующем.
На основе заповедей "Клятвы" выпускники медицинских факультетов европейских университетов приносили торжественное обещание. В русских университетах было принято так называемое "Факультетское обещание" следующего содержания: "Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не омрачать честь сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать по лучшему моему разумению прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою... Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия" .
В 1948 г. Всемирной организацией здравоохранения была принята "Женевская клятва" врача, в основу которой также положена "Клятва Гиппократа".
Достойными продолжателями гиппократовского гуманизма были врачи Древнего Рима, и прежде всего Асклепиад и Гален. Они призывали следовать заветам Гиппократа и в свою очередь определили целый ряд нравственных требований к врачу. По их мнению, искусство врача определяется тремя важнейшими факторами: больной, болезнь и качество врача. Победа над болезнью возможна только при условии единства врача и больного. Если больной не содействует врачу в его усилиях и не проявляет воли к выздоровлению, то его организм хуже сопротивляется болезни.
Много важных для врачевания рекомендаций этического и психологического характера содержится в трудах великого таджикского врача Ибн-Сины (Авиценны), особенно в его знаменитом "Каноне врачебной науки", получившем мировую известность. Авиценна, в частности, придавал большое значение необходимости успокоить больного, снять чувство страха, поднять его настроение.
Идеи гуманизма в медицине были широко распространены и в России. Врачам предъявлялись строгие морально-этические требования, которые нашли свое отражение в ряде государственных документов. Так, еще Петр I в специальном указе, регламентировавшем врачебную деятельность, повелевал: "...чтобы доктор в докторстве доброе основание и 'практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог" .
С развитием капитализма медицина как наука и сфера практической деятельности приобретает большое социальное значение. Она превращается в один из важных факторов экономического развития общества. В России в это время получают развитие прогрессивные течения общественной мысли в среде ученых и революционных демократов: М. В. Ломоносова, А, Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и других, способствовавших формированию гуманистических идей в медицине.
По мнению Н. Г. Чернышевского, труд врача, сохраняя или восстанавливая здоровье человека, является самым производительным, так как он помогает сберечь обществу те силы, которые погибли бы без его забот. Русская дореволюционная медицина, несмотря на то что она развивалась в тяжелых условиях самодержавного гнета, дала миру целую плеяду передовых ученых и врачей-демократов, которые на протяжении всей своей жизни неустанно трудились на благо здоровья народа, отдавая этому благородному делу все свои силы и знания. Своей профессиональной и общественной деятельностью они продемонстрировали верность нравственным идеалам врача и гражданина своей родины. Особенно ярко выражены эти идеалы в известных словах И. П. Павлова: "Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству".
В этом определении подчеркнута глубокая социальная значимость врачебной профессии в обществе. Не случайно гуманизм, высокая нравственность, самоотверженность являются замечательными чертами нашей отечественной медицины.
Еще первые русские клиницисты С. Г. Зыбелин, М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга и обязанностях врача. Н. И. Пирогов, В. А. Манассеин, С. П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX в. выступали в студенческих аудиториях с лекциями о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, какие обязанности накладывает на него профессия. Русские клиницисты обосновали принципы индивидуального подхода к больным как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования. Подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивались в отечественной медицине как норма поведения врача.
Ярким свидетельством этого может 'служить труд прогрессивных земских врачей России, которые в своей профессиональной деятельности руководствовались высокими нравственными принципами. Вопросы врачебной этики широко обсуждались на губернских и всероссийских съездах (X Пироговский съезд врачей и др.). Некоторые провинциальные отделения врачебных обществ создали свои кодексы профессиональной этики. Так, в 1902 г. появились "Правила врачебной этики", разработанные Тверским отделением врачебного общества взаимной помощи, в 1903 г.-"Врачебная этика", предложенная Обществом уманских врачей и др.Однако несмотря на усилия передовых врачей морально-этические принципы медицинской профессии не могли в царской России получить должного развития, так как в капиталистическом обществе гуманные идеи медицины всегда сталкивались с невозможностью их практического воплощения. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, "буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников".
В условиях капитализма этика врача вступает в противоречие с антигуманностью самого строя, который не только не считает себя обязанным нести ответственность за охрану здоровья народа, но и создает условия, при которых система медицинской помощи становится несовместимой с принципами гуманизма и высокой моралью
врача.
В этих условиях, как образно замечал В. Вересаев, каждый шаг врача отмечается рублем и звон этого рубля непрерывно стоит между врачом и страдающим человеком.
В качестве убедительного примера таких уродливых отношений, возникающих между врачом и пациентом в мире капитала, может служить известный роман американского писателя Синклера Люиса "Эроусмит". Один из его персонажей, профессор Роско Гик говорит студентам: "Знания-величайшая вещь в медицинском мире, но они ничего не стоят, если вы не умеете их продавать, а для этого вы прежде всего должны лично импонировать людям, имеющим доллары... Объясняйте ему (пациенту - Л. Г.) и его убитой горем, встревоженной семье, как много труда и работы мысли вы затрачиваете на его болезнь и давайте ему таким образом почувствовать, что благо, которое вы ему доставили... значительно выше того гонорара, на который вы можете рассчитывать. Тогда, получив от вас счет, он примет его покорно, без недоразумений" .
Разумеется, у подобной категории врачей капиталистических стран бизнес превалирует над долгом, гонорар над совестью, врачебная этика у них становится ширмой, скрывающей антагонизм интересов больных и врачей. На стадии империализма этот антагонизм все более углубляется. Происходит образование крупных частных медицинских корпораций, которые оказывают воздействие на политику государства в области здравоохранения, бойкотируют социальные требования трудящихся. Так, в США на протяжении многих лет трудящиеся не могут добиться улучшения медицинского обслуживания престарелых, так как Американская медицинская ассоциация всячески препятствует этому. Моральные нормы этой корпорации врачей выражены в специальных кодексах, среди которых значительное место занимают правила взыскания гонорара и взаимоотношения врачей при его делении.
Необходимость нравственного и правового регулирования взаимоотношений между врачами в буржуазном мире обусловлена их конкуренцией в борьбе за прибыль. Буржуазные теоретики пытаются усмотреть в конкуренции между врачами проявление принципа свободы деятельности (А. И. Смольников, Е. Г. Федоренко, 1978). Однако еще В. В. Вересаев подчеркивал, что в действительности такая конкуренция ведет к забвению врачебной этики, к попранию моральных норм.
То обстоятельство, что в медицинской помощи нуждаются все люди, дало повод некоторым буржуазным авторам утверждать, что врачебная мораль стоит над классами. Однако представление о внеклассовости, аполитичности врачебной морали является иллюзией. Врачебная мораль неизбежно отражает господствующие производственные отношения, политику и идеологию.
Венский анатом Ю. Тандлер в 1929 г. писал, что нельзя отделить медицинскую профессию от социального комплекса, в котором она находится, так как в современных экономических условиях врач - это мелкий лавочник, предприниматель, торгующий здоровьем своих пациентов. Вследствие этого лучшие традиции медицины прошлого вступают в противоречие с действительным положением врача в капиталистическом обществе, которое постоянно толкает его к нарушению гуманных принципов врачебной этики.
Только в условиях социализма взаимоотношения врача и больного определяются интересами общества.
По мнению выдающегося теоретика и организатора советского здравоохранения Н. А. Семашко: "Этика советского врача - это этика своей социалистической Родины, это - этика строителя коммунистического общества, это коммунистическая мораль, это истинно человеческая мораль, стоящая выше классовых противоречий. Вот почему мы не отрываем понятие о врачебной этике от высоких этических принципов гражданина 'Советского Союза" .
В социалистическом обществе этика врача подчинена прежде всего интересам больного, его успешному лечению и оздоровлению. В обществе, где законом жизни является девиз: "Все во имя человека, для блага человека",- забота о физическом и духовном оздоровлении населения стала одной из основных задач Коммунистической партии, государства, всего общества.
Естественно, что советские медики взяли на вооружение все лучшее в области врачебной этики, накопленное поколениями. Они продолжили и расширили ее представления, исходя из ленинских принципов социалистического гуманизма.
Именно эти принципы положены в основу Присяги врача Советского Союза, утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 г., которую в настоящее время принимают все выпускники медицинских институтов страны.
"Получая высокое звание врача,- указывается в Присяге,- и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну, постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь".
Присяга советского врача отражает высокие принципы коммунистической морали, это 'присяга верности своему профессиональному и гражданскому долгу.